«Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
Владимир Путин
Перечень нормативных, методических и иных материалов по организации инклюзивного образования.
- Письмо министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ". https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71254376/
- Федеральный закон от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".
http://www.kremlin.ru/acts/bank/39141
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФот 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обученияи воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность поадаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся сограниченными возможностями здоровья".https://minobr.donland.ru/documents/active/34279/#:~:text=Постановление%20от%2010.07.2015%20№%2026,обучающихся%20с%20ограниченными%20возможностями%20здоровья
- Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении Порядкаобеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услугв сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи".
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201512100026
- Методические рекомендации руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования, по созданию в рамках программы "Доступная среда" на 2011-2020 специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательных организациях через центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
https://modnso.ru/upload/iblock/515/515915844b0eace4abcd5b0b2472bd8c.pdf
Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной ЦЕЛИ в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья является реализация образовательной программы для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития, включая расстройства аутистического спектра.
ЗАДАЧИ:
- обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ и детьми-инвалидами на получение бесплатного образования;
- организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов на основе совершенствования образовательного процесса;
- создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
- расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- совершенствование системы кадрового обеспечения.
В образовательном учреждении созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов:
ПРИЕМ ДЕТЕЙ
Прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Школа реализует адаптированные программы общего и основного общего образования для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития, включая расстройства аутистического спектра.
По медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому и обучение по индивидуальному учебному плану.
В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работают педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя логопеды и медицинские работники.
Для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Данное направление реализуется в образовательной программе.
Реализуемые образовательные программы
Основная общеобразовательная программа:
Наименование образовательной программы |
Группы обучающихся с умственной отсталостью |
Форма обучения |
Нормативный срок обучения, лет |
---|---|---|---|
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) |
С задержкой психического развития 7.1. и 7.2 варианты
|
очная |
9-11 |
С легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
|
очная, очно-заочная |
9 |
|
очная, очно-заочная |
Обучение ведется на русском языке.
Сведения о педагогическом составе
Для эффективного включения детей-инвалидов в процесс обучения учителя проходят курсы повышения квалификации по вопросам организации обучения и воспитания детей-инвалидов.
Сведения о специально оборудованных учебных кабинетах
Специально оборудованные учебные кабинеты отсутствуют.
Сведения об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.
Сведения о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МКОУ КСОШ № 1 имеется библиотека с небольшим читальным залом, не приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Сведения об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступа к объектам спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата - нет; для лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями умственного развития – доступ к объектам спорта не ограничен.
Сведения о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.
Сведения об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для обеспечения "равного доступа к образованию" для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, созданы специальные условия, в т.ч. доступ в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ): имеется кнопка вызова персонала для оказания ситуационной помощи.
Сведения о специальных условиях питания
Доступ к школьной столовой для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках – ограничен, с нарушением опорно-двигательного аппарата, для лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями умственного развития – не ограничен. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организовано двухразовое питание.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям, приспособленным для использовании инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям инвалидов по зрению и слуху, а также других категорий граждан с особенными возможностями здоровья, не ограниченных в передвижении, осуществляется в соответствии с "Правилами использования сети Интернет в МКОУ КСОШ № 1». На сайте школы функционирует кнопка "для слабовидящих".
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Непосредственного доступа воспитанников к электронным образовательным ресурсам предусмотрено в кабинете № 13.
Для доступа обучающихся - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к цифровым образовательным ресурсам мы используем следующие порталы:
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
Коллекция включает в себя цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства), предназначенные для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса, что делает его более интересным и эффективным.
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Информационная система “Единое окно доступа к образовательным ресурсам” предоставляет свободный доступ к каталогу образовательных интернет-ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования.
Образовательные ресурсы сети Интернет
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для основного общего и среднего образования
Российский общеобразовательный портал
Всё для средней школы: материалы для уроков, для самообучения, учебники, справочники, олимпиадные задачи, решения и комментарии к ним, пособия, журналы, методические разработки учителей, подготовка к ЕГЭ и др.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования.
Электронное обучение и дистанционные технологии.
Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МКОУ КСОШ № 1 не имеется.
Сведения о материально-техническом обеспечение
Специально оборудованное материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса учебные кабинеты: